Деловой климат в российской промышленности оказался худшим за пять лет
25/02/2015 22:22 / Новое, СобытияСпрос упал
Согласно опросу предпринимателей, хуже всего они сегодня оценивают ситуацию со спросом на их продукцию, сообщается в февральском обзоре экономической ситуации на российских промышленных предприятиях Центра конъюнктурных исследований ВШЭ. Доля руководителей, сказавших, что спрос на продукцию их компаний вырос по сравнению с январем, составила 16%.
Это рекордно низкий показатель за последние пять лет, говорится в докладе. Ранее индикатор спроса уже опускался до уровня в 16% – в июне 2014 года и в мае 2012 года, напоминает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
На ухудшение ситуации по спросу указали 16% ответивших. «Мы обращаем внимание, как ведут себя показатели роста или показатели уменьшения, – говорит Остапкович. – Если падает доля роста, это уже критическая ситуация». Именно снижение числа тех, кто говорит о росте, указывает на тенденцию к общему ухудшению в промышленности, поясняет он.
Рост объемов выпуска по сравнению с предыдущим месяцем отметили 18% опрошенных глав предприятий. Это также минимум за пять лет. На сокращение прибыли по сравнению с предыдущим месяцем указали более четверти респондентов (26%). Это наихудший результат за последние четыре с половиной года.
Первые оценки состояния промышленности в 2015 году не выглядели кризисными. В январе отрасль ощутила эффект импортозамещения, январские настроения были умеренно оптимистичными, сообщалось в прошлом обзоре Центра конъюнктурных исследований ВШЭ. Остапкович говорил РБК, что на металлургах сказалось влияние процесса импортозамещения украинской металлургической продукции, на пищевой промышленности – импортозамещение в сельском хозяйстве.
Психология подвела
Но теперь «промышленность вплотную подошла к смене, хотя и слабого, но позитивного тренда экономического роста на отрицательную динамику». Позитивное воздействие на деловой климат, особенно отраслеобразующих предприятий, могут оказать государственные инвестиции, в частности в оборонный комплекс, запуск антикризисной программы и развитие процесса импортозамещения, считает Остапкович. Но оговаривается, что объемы антикризисного финансирования отрасли вряд ли смогут предотвратить смену тренда по промышленности в целом.
Рецессия, в которую войдет экономика страны в ближайшее время, будет менее глубокая, чем в конце 2008 – начале 2009 года, но более продолжительная, считают эксперты ВШЭ. «Отрицательно на удлинение рецессии может сработать психологический эффект. В настоящее время в стране гораздо меньше энтузиастов среди населения, которые бы хотели посвятить свою жизнь частному предпринимательству. Когда в стране одним из регуляторов экономической деятельности, по крайней мере в области налогообложения, становится СКР, это вызывает у потенциальных предпринимателей определенную настороженность», – пишет Остапкович.
По оценкам Citi, снижение ВВП России в 2015 году составит порядка 3%. По словам экономиста Citi по России и СНГ Ивана Чакарова, глубокой рецессии, аналогичной той, что была в 2009 году, на этот раз бояться не стоит. «Амплитуда падения в 2015 году будет ниже [чем в 2009 году — РБК], так как экономика не перегрета», — сказал он журналистам в среду (цитата по Интерфаксу).
Экономика может упасть на 3,9%, ожидают экономисты ING. В среду они представили пересмотренный прогноз динамики ВВП России. По их мнению, из-за эффекта базы и плохой ситуации в машиностроении и производстве потребительских товаров могут показатель промпроизводства может оказаться в красной зоне уже в феврале (по итогам января 2015 года был зафиксирован рост на 0,9% по сравнению с январем 2014 года).