Лунная «золотая лихорадка» может вызвать конфликты, если мы не будем действовать сейчас
24/12/2020 2:04 / Новое, ТОПЧто касается луны, все хотят одного и того же. Не в том смысле, что у них общие цели, а в том смысле, что все игроки ориентированы на одни и те же стратегические объекты — как государственные учреждения, так и частный сектор. Это потому, что если вы хотите заниматься наукой или зарабатывать деньги, вам понадобятся такие вещи, как вода и свет.
Многие страны и частные компании имеют амбициозные планы по разведке или добыче ресурсов на Луне. Это произойдет не когда-нибудь, а очень скоро, возможно, в течение этого десятилетия. Это вызовет напряженность на местах, если мы не найдем способы немедленно справиться с ситуацией.
До сих пор большая часть дебатов по поводу исследования Луны и раскопок была сосредоточена на космической конкуренции между правительственными агентствами и частным сектором. Но самая важная проблема возникает из-за ограниченных стратегических ресурсов.
Важные для науки объекты также являются ключевыми для строительства инфраструктуры государственными агентствами или частными компаниями. К таким объектам относятся «пики вечного света» (где почти постоянно присутствует солнечный свет и, следовательно, доступ к энергии) и непрерывно затемненные кратеры в полярных регионах, где есть водяной лед. Каждый из них является редкостью, и их сочетание — лед на дне кратера и залитый солнцем край кратера — является привлекательной целью для разных игроков. Но они обнаруживаются только в полярных регионах, а не в экваториальных участках, которые были целью программы «Аполлон» в 1960-х и 1970-х годах.
Стратегические ресурсы, которых нет в полярных регионах, скорее концентрируются, чем распределяются равномерно. Торий и уран, которые могут быть использованы в качестве радиоактивного топлива, находятся в 34 регионах, диаметр которых составляет около 80 км. Железо от ударов астероидов можно найти на более крупных территориях размером от 30 до 300 км, но таких областей всего около 20.
И, конечно же, самый популярный из лунных ресурсов, добываемый в десятках научно-фантастических фильмов: гелий-3 для ядерного синтеза. Перенесенный Солнцем и расположенный в порошкообразной дробленой скале на поверхности Луны, он присутствует на больших участках Луны, но самые высокие концентрации обнаружены только в восьми областях, причем все они относительно небольшие (менее 50 км в ширину).
Эти ресурсы будут интересны тем, кто пытается построить инфраструктуру на Луне, а затем колонизировать Марс, а также для коммерческой эксплуатации или науки — например, для создания больших групп телескопов на обратной стороне Луны, вдали от растущего шума человеческое общение.
Как же тогда бороться с проблемой? В Договоре по космосу (1967 г.) говорится, что «исследование и использование космического пространства должны быть на благо и в интересах всех государств и должны быть собственностью всего человечества». Государства не могут претендовать на части Луны как собственность, но они все равно могут использовать их. Неясно, куда это помещает такие дела, как споры и добыча частными компаниями.
Предлагаемые правопреемники договора, такие как Лунное соглашение (1979 г.), считаются слишком ограничительными, требующими формальной правовой основы и амбициозного международного режима регулирования. Соглашение не нашло поддержки среди ключевых игроков, включая США, Россию и Китай. Более поздние шаги, такие как Artemis Accords , набор руководящих принципов для программы NASA Artemis Moon Crew Exploration Program , считаются прочно связанными с американской программой.
В худшем случае это отсутствие может привести к повышенной нагрузке на Землю. Но это также может создать ненужное дублирование инфраструктуры, когда каждый будет строить свои собственные вещи. Это увеличило бы затраты для отдельных организаций, которые у них были бы причины попытаться возместить таким образом, чтобы поставить под угрозу возможности науки и наследие, которое мы оставим будущим поколениям.
Что можно сделать
Лучшие начальные шаги могут быть скромными, на примере малоизвестных мест на Земле. Небольшие бассейны земельных ресурсов, такие как озера, граничащие с несколькими поселениями, или рыбные запасы, представляющие общий интерес, часто управляются с помощью подходов, разработанных на местном уровне ключевыми участниками.
Эти методы предполагают, что первым шагом к управлению лунными ресурсами будет достижение консенсуса среди потребителей. При этом следует сосредоточить внимание на характере задействованных ресурсов, на том, как следует распределять их выгоды, и, что наиболее важно, на наихудших сценариях, которых следует избегать. Например, участникам, вероятно, придется решить, следует ли управлять местами с вечным светом как дорогостоящим недвижимым имуществом или как объем добытой там энергии, который следует совместно использовать. Также, возможно, будет разумнее принимать решение в индивидуальном порядке.
Еще одна задача будет заключаться в соблюдении установленных механизмов управления. С этой целью было бы хорошей идеей для лунных пользователей построить общие установки, такие как объекты для приземления и снабжения — эти места будут действовать как «пряники», и доступ к ним может быть ограничен в случае плохого поведения участников.
Будет трудно принимать такие частичные решения, если страна или компания сделали необратимые инвестиции в миссионерские проекты. Понятно, что пришло время развивать эти подходы.
Тони Миллиган — старший эксперт по этике проекта Cosmological Visionaries в Королевском колледже в Лондоне.