Судовые страховщики перестают работать с Турецким потоком и Северным потоком — 2
24/09/2020 9:17 / Новое, Политика, ТОП, Экономика
Международная группа, состоящая из 90% мировых страховщиков, призвала своих членов не работать с судами, подключенными к подводным трубопроводам «Турецкий поток» и «Северный поток — 2». Причина — нынешние и неминуемые санкции против обоих проектов, сообщает kratko-news.com.
Это усложняет завершение строительства трубопровода в Балтийском море и значительно усложняет эксплуатацию двух уже проложенных газопроводов «Турецкий поток» или его портовых и прибрежных сооружений в Черном море, включая прием таких судов в портах.
Nord Stream 2 (100% принадлежит Газпрому) сообщил СМИ, что осведомлен о рекомендациях циркуляра Международной группы клубов защиты и компенсации (IG P&I Clubs), но они считают, что правительства стран ЕС и Европейская комиссия защищает европейские компании от экстерриториальных санкций США.
До недавнего времени Германия и страны «Северного потока — 2» решительно защищали проект как чисто экономический, но после отравления Алексея Навального усилилась критика в адрес канцлера Ангелы Меркель за ведение бизнеса со страной, подозреваемой в очередном применении военного яда в Европе. Власти в Берлине заявили, что судьбу трубопровода придется решать на европейском уровне. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен также рассказала о пересмотре отношения к Nord Stream 2, а также о приостановке так называемого Балканского потока в Болгарии.
«Мы напоминаем нашим членам, что они не должны страховать любые суда, связанные с деятельностью, которая является незаконной и / или подвергать клуб риску нарушения санкций. Учитывая прямую угрозу санкций против страховщиков в соответствии с законами CAATSA и PEESA, клуб не будет страховать любую деятельность, связанную со строительством Северного потока 2 и Турецкого потока. Поэтому мы настоятельно призываем всех участников оценить и снизить риски заключения договорных отношений по строительству Северного потока 2 и Турецкого потока «и провести наиболее детальную комплексную проверку, чтобы не подвергаться санкциям или принудительным действиям», — говорится в рекомендации.

CAATSA (Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций) и PEESA (Закон о защите энергетической безопасности Европы) — это законы США от 2017 и 2019 годов, которые ограничивают деятельность всех, кто помогает российским энергетическим проектам в Европе, включая владельцев судов за пределами США и судоходные компании в целом, включая страховщиков.
До 15 июля 2020 года CAATSA исключила такие проекты, как Nord Stream 2 и Turkish Stream, но в тот день Государственный департамент объявил, что он меняет свои критерии, и оба трубопровода уже подпадают под действие этого закона.
Санкций в отношении PEESA, который вступил в силу в декабре, нет, поэтому разочарованные сенаторы и конгрессмены от двух основных партий внесли отдельные поправки (они еще не утверждены и еще не подписаны президентом).
Но изменение CAATSA является достаточным основанием для циркулярного письма страховщикам. В ст. 232 закона четко говорится, что к любому, кто продает, сдает в аренду или предоставляет Российской Федерации товары или услуги (…), которые прямо и существенно способствуют расширению, строительству или модернизации Nord Stream, могут быть применены санкции. Порог, выше которого этот закон может быть активирован, составляет 1 миллион долларов или 5 миллионов долларов в совокупности за 12 месяцев.
IG P&I Clubs — это ассоциация 13 крупнейших клубов по страхованию судов, в том числе в Великобритании, США, Японии, Скандинавии и других странах.
Одним из действий «Газпрома» по защите себя от санкций в отношении «Северного потока-2» является передача права собственности на «Академик Черский», единственное российское судно, способное прокладывать трубы в открытом море с так называемой на динамической основе. До начала 2020 года он принадлежал ООО «Газпром флот», а сейчас принадлежит АО «Самарский фонд теплоэнергетического имущества» (СТИФ). В конце марта STIF, не имеющий других судов, сменил адрес с Самары на Санкт-Петербург и по состоянию на 30 июня больше не входит в список лиц, связанных с газовой монополией. Во втором квартале сменился собственник этого фонда и его генеральный директор.