Что говорил Виктор Прокопеня о прогнозах, стрессе и «проблеме номер один»
09/10/2017 18:27 / СтатьиЦитаты людей великих и влиятельных — прекрасный инструмент, позволяющий просто и внятно донести мысли и идеи, в том числе — довольно сложные. Даже до тех, кто не имеет возможности или желания осилить проблему и глубоко вникнуть в вопрос. В приоритете сейчас — цитаты из политиков и айтишников. Потому что одни — принимает решения, вторые — видят будущее и умеют на него влиять через технологии, радикально меняя нашу жизнь. Айтишный предприниматель Виктор Прокопеня в свои 33 года уже вошел в топ-25 самых крупных и влиятельных бизнесменов страны, и к его словам прислушиваются и завсегдатаи Фейсбука, и даже президент. Что думает Виктор Прокопеня о будущем с роботами, безопасности, стрессе, поведении мужчин, женщин и инвесторов?
Цитаты людей великих и влиятельных — прекрасный инструмент, позволяющий просто и внятно донести мысли и идеи, в том числе — довольно сложные. Даже до тех, кто не имеет возможности или желания осилить проблему и глубоко вникнуть в вопрос. В приоритете сейчас — цитаты из политиков и айтишников. Потому что одни — принимает решения, вторые — видят будущее и умеют на него влиять через технологии, радикально меняя нашу жизнь. Айтишный предприниматель Виктор Прокопеня в свои 33 года уже вошел в топ-25 самых крупных и влиятельных бизнесменов страны, и к его словам прислушиваются и завсегдатаи Фейсбука, и даже президент. Что думает Виктор Прокопеня о будущем с роботами, безопасности, стрессе, поведении мужчин, женщин и инвесторов?
Как жить дальше?
«Любой экономический прогноз ничего нам не говорит о будущем, но многое говорит о том, кто делает этот прогноз, — отвечает Виктор Прокопеня на вопрос телеканала ОНТ о том, что же будет со страной через пять лет после принятия либерального декрета. — Если пройдет самый радикальный вариант, с криптовалютами, беспилотными автомобилями, самыми лучшими условиями для ИТ-бизнеса, то, во-первых, мы получим огромное количество пиара по всему миру. И мы сможем не только расширять отрасль, обучая все больше людей. Речь идет даже не только об ИТ – а о новой экономике, ведь не-айти компаний не будет. Везде компьютеры, все работают с информацией, роботы многие вещи уже делают лучше человека. Происходит роботизация, информатизация, число ИТ-компаний растет. Сегодня пять крупнейших технологических компаний мира — айтишные».
«Уже сейчас нет сомнений в том, что мы через какое-то время увидим мобильные устройства, которые управляются силой мысли – без клавиатур, мышек и тачпадов. Следующие 50 лет обещают быть очень интересными», — убежден Виктор Прокопеня. И многим определенно придется потесниться, уступив свое рабочее место роботу.
Опасная жизнь
С все большим проникновением в нашу жизнь информационных технологий мы становимся все более мобильными, осведомленными, и в то же время — все более уязвимыми.
«Кибербезопасность, бесспорно, — одна из самых больших проблем, создаваемых технологическим прогрессом последних десятилетий. В книгах по военной стратегии часто пишут о том, что люди обычно готовят себя к той войне, что когда-то была, вместо того чтобы готовиться к той новой войне, которая будет. DDoS, на мой взгляд, может быть хорошим тому примером», — предупреждает Виктор Прокопеня.
К этой, прошлой, войне, мы, кстати, уже вполне готовы, уверен бизнесмен: с большой вероятностью именно алгоритмы машинного обучения будут в состоянии помочь уменьшить размер проблемы ddos в десятки или даже сотни раз. Так же, как ранее решили проблему с почтовым спамом.
«Думаю, что нас ждут проблемы кибербезопасности совсем другого уровня, и очень сложно сделать какие-либо предсказания в этом отношении», — говорит Виктор Прокопеня.
Вы волнуетесь, значит вы не эффективны
Все возрастающий темп жизни, стресс, выгорание, депрессия — прекрасный букет, с которым приходится жить и начинающему менеджеру, и серьезному бизнесмену. О том, какая существует зависимость между стрессом и производительностью, на забавном графике рассуждает Виктор Прокопеня.
«Управлять/быть предпринимателем, во многом, — это про движение по этому графику. В связи с тем, что всегда много неизвестности, очень легко себя или своих людей загнать в зону низкой производительности и высокого стресса, при которой, толку от того, что вы делаете, очень мало. Разница между максимальной точкой производительности на чарте и той что при большом стрессе у Джампшута, который копает траншею на стройке, в два раза, а в ИТ, на мой взгляд, в 100 раз. В условиях высокой ИТ-конкуренции поделить свою производительность на 100 — дает гарантированный fail. Причем, мало того что в этой зоне нет производительности, так и нет никакого удовольствия от жизни, в противоположность тому когда производительность на максимуме. Осознанные, обдуманные решения, почти всегда лучше в управлении, чем инстинктивная мгновенная реакция», — уверен Виктор Прокопеня.
Перегоревшие дотла
Эта мысль бизнесмена — логичное продолжение предыдущей. Избыточные усилия при минимальном, если не отрицательном результате. Ничего не родила гора, вопреки чаяниям и ожиданиям.
«Как-то спросил у американского коуча, который помогает СЕО больших компаний, какая у его клиентов проблема номер один. Он быстро ответил: they are trying too hard. В итоге выгорают и труба. Жить не хочется, производительность падает и все. Все остальные проблемы по сравнению с этой вообще фигня. Я тоже видел очень сильных и умных людей, которые начинали делать стартап, и по дороге полностью выгорали, думали, что вот-вот добегут и все будет ок, а на самом деле топтались на месте. Рациональный мозг вырубается, а без него, чисто на моментальных реакциях, невозможно прийти в точку максимизации результата. Вообще бизнес — это бесконечное решение каких-то проблем и от уровня проблем зависит уровень бизнеса — ничего больше. И часто получается, что предприниматели are trying too hard, чем отрубают себе весь современный мозг и все — готов. Это как жать газ на низкой передаче на полную — сгорает двигатель, и никуда в итоге не приедешь. Надо для начала на нейтралку поставить, и потом включить другую передачу. Что еще интересно, когда уровень стресса низкий, читаешь интересный репорт — кучу мыслей видишь полезных. При высоком уровне стресса — быстро просмотришь и мало полезного — отсюда, в том числе, по итогу разница в производительности в 100 раз. Стресс влияет на то, как мы входящую информацию в итоге усваиваем и обрабатываем», — рассуждает Виктор Прокопеня.
Место силы
У живущего на три страны и в самолетах бизнесмена должно быть место силы. Неожиданно в качестве лучшего места в Минске Виктор Прокопеня называет не топовые достопримечательности и не хипстерские места, а минскую велодорожку.
«Мое любимое место в Минске – это велодорожка. Во многих городах Европы тоже есть велодорожки, однако 27 километров невероятно красивой дороги через весь город без необходимости пересекать светофоры – это очень большая редкость. Тим Кук недавно сказал, что его совсем не беспокоят компьютеры, которые начнут вести себя как люди, однако его очень беспокоят люди, которые ведут себя как компьютеры. Без спорта в современном огромном водовороте событий сложно не превратиться в компьютер. Спорт – это то, что позволяет найти место между мыслями и научиться там жить. Велодорожка – это супер! Обязательно построю еще одну в Минске сразу после того, как стану миллиардером», — обещает Виктор Прокопеня.
Дышите глубже
Продолжая тему борьбы со стрессом, нельзя не упомянуть еще один рецепт от Виктора Прокопени — йога. «Мы сделали в свое время классную аппу — yoga.com — можно заниматься. Думаю, в будущем в таких аппах будет augmented reality и аппа будет смотреть на тебя через камеру и говорить, что и как делать, что правильно и что неправильно», — предсказывает бизнесмен.
«Йога — это во многом это про дыхание, а стрес через управление дыханием в йоге вполне себе можно влиять на вариативность частоты сердцебиения и уровень стресса. Черепаха дышит очень медленно и живет 300 лет, а собака дышит очень быстро и через 15-20 лет бобик сдох. В общем, йога позволяет включить нейтралку и выбрать другую передачу. Мир не остановится, если сделать паузу», — уверяет Виктор Прокопеня.
Так работает сексуальная селекция и венчурный капитализм
Книгу The Mating Mind Джефри Миллера читали в Беларуси немногие. А стоило бы — если не профессора Стэндфордского университета по когнитивной психологии, то хотя бы основные идеи в ироничном изложении Виктора Прокопени. Вопросы эволюции здесь рассматриваются на ярком (в прямом смысле) примере хвоста у фазана. Так уж вышло — именно такие хвосты нравились самкам.
Хвост фазана Миллер называет орнаментом, своеобразной рекламой генов. «Интересно, что сексуальная селекция работает как венчурный капитализм. Она отдает предпочтение чему-то секси, задолго до того, как это что-то показывает вероятность получения преимущества в битве за выживание», — иронизирует Виктор Прокопеня.
«Весь этот прогресс исключительно благодаря вам! — обращается предприниматель к женщинам. — Если бы не вы, мы бы все еще бегали по саванне от леопардика и мылись только тогда, когда он нас загнал, наконец, в речку! Все эти дроны, искусственный интеллект, компьютеры и вся-вся-вся красота — и вообще все, что у нас есть — это все только и исключительно благодаря вам», — резюмирует Прокопеня.
Ловушки разума
Наши привычки не позволяют нам поступать рационально, делая принятие торговых решений нерациональными, спонтанными, а значит, зачастую, убыточным. «Люди боятся тогда, когда надо надеяться, и надеются тогда, когда надо бояться. Такова человеческая природа», — пишет Виктор Прокопеня, защитивший докторскую как раз по этой теме.
И таких ловушек — море.
«Человек купил дом за $1 млн. Но рынок упал и дом стоит $800 тыс. Что получается? Человек все же хочет свой миллион обратно, и объект стоит и стоит на продаже. В связи с тем, что рынки зачастую больше склонны к продолжению трендов, чем к их изменению, цена продолжает падать. В итоге дом продается за $500 тысяч», — приводит пример Виктор Прокопеня.
Триллионер из ИТ
Стресс от работы, безработица от роботов, и человечество как новый биологический вид — перспективы местами печальные, местами — пугающие. Но будут и те, кому новые тенденции помогут стать триллионерами.
«Не будет в мире стран, на которые тренд машинного обучения и искусственного интеллекта не окажет существенного влияния. Объем экономической пользы, которая может быть создана, достаточно хорошо характеризуется мнением о том, что первые триллионеры на нашей планете появятся в виде создателей продуктов с использованием технологий машинного обучения», — заявляет Виктор Прокопеня.