Золото фракийцев выставили в историческом музее
30/09/2013 21:35 / Новое, СобытияВ экспозицию вошли сверкающие ритоны с головами людей и животных, драгоценные доспехи и мечи, золотые и серебряные сосуды, ювелирные изделия, античная расписная керамика и множество других предметов, обнаруженных на территории древней балканской страны Фракия.
Выставка «Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды», которая посвящена древним сокровищам, откроется в московском Государственном Историческом музее во вторник.
В экспозиции можно увидеть многочисленные клады, обнаруженные на территории древней балканской страны Фракия. Это Рогозенский клад, клад из Панагюриште, сервиз Аполлона, Боровский клад, Летницкое сокровище, а также предметы из захоронений фракийских аристократов, относящиеся к VIII веку до н.э. — III веку н.э.
«Все 317 предметов говорят о фантастическом уровне культуры, цивилизации, искусства, которые уже 3 тысячи лет назад были на земле», — сказал министр культуры РФ Владимир Мединский на торжественном открытии выставки в понедельник, добавив, что экспозиция была подготовлена совместно с болгарской стороной в кратчайшие сроки.
Представленные сокровища практически не известны российской публике, хотя для Болгарии они имеют такое же значение, как скифское золото для России и Украины. Впрочем, фракийское искусство менее «дикое», чем скифское — сказывается близость к художественным центрам Древней Греции. Фракия находилась от нее к северу, и для греков эти земли были территориями загадочными, а из мифологии фракийцев в античную культуру проникли такие беспокойные, хтонические персонажи, как Дионис и Орфей с Эвридикой. В настоящее время земли Фракии разделены между Грецией, Турцией и Болгарией, причем клады находят чаще всего на территории последней.
Всего их обнаружено более 80-и, причем многие по случайности. Самый большой из выставленных в ГИМе кладов — Рогозенский. Он появился из-под земли в 1985 году благодаря трактору, копавшему колодец. Сокровище V-IV веков до н.э. весит более 20 килограмм и насчитывает 165 предметов. А самый впечатляющий — клад из Панагюриште, который был найден в 1949 году тремя братьями, заготавливавшими глину для изготовления кирпичей. В нем девять предметов из 24-каратного золота общим весом более шести килограммов, в том числе несколько ритонов — сосудов для питья без ножек, которые, скорее всего, использовались при дворе фракийского царя Севта III в 330-300 годах до н.э. Ритоны в форме голов быка, барана и человека поражают своей варварской роскошью, но при этом и изяществом. Боровский клад был найден во время пахоты в 1974 году. На стенках сосуда из этого клада изображены мифологические сценки, в том числе Дионис, Геракл, кентавры, грифоны и сфинксы.
Сверкающие ритоны с головами людей и животных — самые эффектные экспонаты выставки. Поражают и многочисленные золотые элементы конской упряжи. Видно, что фракийцы любили пировать и скакать верхом. Третьим любимым делом, судя по вещам, которые они украшали, была война — поэтому на выставке есть и драгоценные доспехи, и мечи. А вот женские украшения отсутствуют — видно, не баловали своих дам фракийцы. Либо не клали их в свои погребальные курганы.
Кроме золотых и серебряных сосудов в Москву из Болгарии привезены ювелирные изделия, конское снаряжение, оружие, античная расписная керамика, терракотовые статуэтки, изделия ритуального назначения из золота, серебра, бронзы, железа, мрамора и других материалов, царские знаки отличия, ритуальные сервизы, погребальный инвентарь. Темы разделов выставки — царь и жрец, мифологическая Гиперборея, миф о золотом руне, кентавры и амазонки во фракийской идеологии и иконографии, римская экспансия на Балканском полуострове.
Хронологический охват экспозиции очень широк — от золотой погребальной маски, напоминающей «Маску Агамемнона» микенского периода до браслета с вплавленными золотыми монетами римской династии Клавдиев. Стилистическое разнообразие тоже велико. Мы видим эволюцию от примитивных геометризированных узоров типичного «звериного стиля», какой был и у скифов с сарматами, до абсолютно античных человеческих фигур, видно, сделанных на заказ южными соседями, в Афинах или Коринфе.
Экспозиция дополнена вещами из других материалов — вазами с краснофигурной росписью, мраморными рельефами и т.п. — но они совершенно теряются среди сверкания и блеска фракийских кладов.
Выставка, посвященная культуре Древней Фракии, проводится под эгидой министерства культуры Российской Федерации и министерства культуры Болгарии. В проекте принимают участие Национальный исторический музей (София, Болгария), фонд «Фракия» с музеем «Васил Божков» (София, Болгария), региональные исторические музеи Пловдива, Враца, Русе, Ловеча и частный музей Фонда «Арете-Фол». Всего в Москве покажут 317 экспонатов из семи болгарских музеев.
К публикации подготовлено сайтом: Kratko-News.com