Спорткары довоенного СССР
18/04/2016 2:01 / Авто, НовоеОтечественный автоспорт ведет историю с дореволюционных гонок. Достаточно сказать, что Гран-при в Санкт-Петербурге состоялись еще в 1914 году. Но именно в довоенный советский период в эту историю были вписаны весьма яркие страницы.
Как все начиналось
Первый русский автомобиль, «заточенный» под гонки, появился во времена Российской империи. «Руссо-Балт» на базе серийного С24/30 создал спортивную версию С24/55. Сделано это было по заказу и при непосредственном участии легендарной личности —Андрея Платоновича Нагеля. Он был автогонщиком, мотогонщиком, а также одним из первых в нашей стране автожурналистом — издавал журналы «Спорт», «Автомобиль», «Аэро и автомобильная жизнь».
Базовый мотор С24/30 увеличили до 4,9-литра, а также впервые в автомобильной истории использовали алюминиевые поршни. В итоге мощность мотора возросла до 55 «лошадок». Модернизация затронула и трансмиссию — благодаря замене шестерней удалось понизить передаточные числа. Плюс вместо цепной передачи на заднюю ось использовали вал с карданным шарниром. Для того времени это был настоящий прорыв.
На С24/55 в 1912 году Андрей Нагель поучаствовал в Ралли Монте-Карло. Из 83 гонщиков ему удалось занять девятое место в общем зачете. Этот успех не остался незамеченным —Николай II лично вручил Нагелю орден святой Анны III степени.
Первый российский спортивный автомобиль после этого «засветился» на еще нескольких гонках. В 1913 году машина пережила рестайлинг, получив прозвище «Русский огурец» (за форму кузова и цвет).
Дальнейшему развитию автоспорта в России помещала сначала Первая мировая война, а затем революция и Гражданская война. Стране почти на два десятка лет стало не до гонок. Следующий этап начался уже в 1930 годах.
НАТИ-2 родстер
Первый в истории Советского Союза спортивный автомобиль был создан в 1932 году. В Научном автотракторном институте (НАТИ) собрали шесть опытных машин, получивших название НАТИ-2. Их оснастили 1,2-литровыми моторами, выдающими 22 «лошадки». Максимальная скорость автомобилей составляла 75 км/ч.
Вообще, этот автомобиль создавался как малолитражка, без претензий на что-то большое. Но одна из вариаций — двухместная в кузове родстер — вполне подошла бы в качестве базы для полноценного спорткара.
При создании родстера конструкторы применили несколько прогрессивных решений. Например, заднюю подвеску сделали независимой, а сам авто «поставили» на хребтовую раму. Но, несмотря на это, родстеру «зеленый свет» не дали. Особая комиссия посчитала его слишком буржуазным.
ГАЗ-А-Спорт
Спустя пять лет руководство страны осознало, что лучше всего на подготовке военных водителей и танковых механиков сказываются занятия в автоспортивных клубах. Поэтому отношение к гоночным машинам изменилось: советских граждан буквально призывали учиться вождению и участвовать в гонках. Тогда же в стране стали появляться первые спортивные машины, созданные любителями техники.
Например, в Ленинграде появился на свет ГАЗ-А-Спорт. Его сконструировал водитель Ленсовета Антон Гирель, взяв за основу серийный ГАЗ-А. Гирель оснастил свое детище «растянутой» колесной базой и обтекаемым кузовом. 4-цилиндровый мотор объемом 3,2-литра он форсировал до 55 «лошадок».
ГАЗ-А-Спорт смог разогнаться до 129 км/ч, что оказалось рекордной скоростью для Советского Союза.
ГАЗ-ЦАКС
В том же 1937 году, но уже в московском Центральном автомобильном клубе спорта (ЦАКС), сделали собственный спортивный автомобиль. К процессу подошли основательно. ГАЗ-А подвергся переработке, затронувшей большую часть узлов. Сначала «прокачали» раму, затем на все колеса поставили гидравлические амортизаторы, а открытый деревянный кузов «спрятали» под листами металла. Модернизировали и 3,2-литровый мотор. Его оснастили алюминиевой головкой блока и повысили степень сжатия, что привело к увеличению мощности до 60 «лошадок». А «максималка» приближалась к отметке в 130 км/ч.
Правда, не обошлось без промашек. На высоких оборотах мотор «кашлял» и работал с перебоями — словом, требовал доведения до ума. Но не сложилось. В 1937 году инженера Владимира Ципулина, возглавлявшего работы над ГАЗ-ЦАКС арестовали, и вскоре этого выдающегося конструктора не стало. Проект его спортивного автомобиля был свернут.
ЗИС-101А-Спорт
В 1939 году впервые со времен «Русс-Балта» С24/55 в стране появился полноценный спортивный автомобиль. Что важно, ЗИСа-101А-Спорт был создан не силами любителей, а командой профессионалов главного в то время автозавода Советского Союза.
Правда, первоначально над автомобилем работали молодые энтузиасты, трудившиеся в экспериментальном конструкторском бюро завода. Руководство предприятия к этому проекту относилось без симпатии. Переделать солидный лимузин ЗИС-101 в спорткар? Глупости!
Но все резко изменилось, когда информация о спортивной машине просочилась в прессу: в «Комсомольской правде» вышла заметка на эту тему. И тут руководство ЗИСа не растерялось — выпуск спортивного автомобиля было решено приурочить к 20-летию Ленинского комсомола.
Автомобиль получился по-настоящему прорывным. Один только облик вызывал восхищение — статный, ладный, с двухместным кузовом. А прозвище «Советский Бентли», которое получил спорткар, живо до сих пор.
Под капотом находился мотор от ЗИС-101. Его объем увеличили до 6-литров, и выдавал он впечатляющие 141 л.с. (162 км/ч). Подвеску оснастили стабилизаторами поперечной устойчивости, а тормоза — вакуумным усилителем.
ЗИС-101А-Спорт одобрил лично Сталин, но… началась Великая Отечественная война. Стране снова стало не до автоспорта.