Лев Гудков : отношение россиян к украинцам ухудшилось.
07/10/2014 21:35 / Новое, СтатьиЖители РФ ощущают последствия, но не видят связи между действиями Путина в Украине и ответными санкциями Запада, пишет в колонке на сайте Нового времени российский социолог директор Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центра) Лев Гудков.
Нынешнее отношение россиян к украинцам практически аналогично тому, которое было в 2005-2009 годах. Тогда, после Оранжевой революции, процент называвших соседние страны братскими заметно поубавился. В те годы также была запущена сильнейшая антиукраинская и антидемократическая кампания – очень интенсивная и эффективная. И все же с размахом нынешней антиукраинской политики не сравниться даже ей. Сегодняшняя кампания сопровождается ликвидацией и устранением альтернативных, независимых СМИ, благодаря чему большая часть населения России оказалась в зоне облучения исключительно официозной пропагандой, прежде всего – той, которая транслируется телевидением. Поэтому с февраля 2014 года отношение россиян к украинцам заметно ухудшилось, и эта тенденция продолжается до сих пор.
Эйфория от присоединения Крыма, конечно, понемногу спадает, но происходит это скорее по психологическим причинам, чем благодаря прозрению: невозможно поддерживать такой эмоциональный накал дольше полугода.
А вот санкции действительно начинают сказываться. И не столько внешние санкции, сколько ответные меры Путина, которые резко подняли цены и разогнали инфляцию. Это начинает все в большей степени беспокоить людей, заставляя их задуматься о цене антиукраинской политики. Кроме того, заметен стал страх перед эскалацией насилия и введения войск на территорию Украины – или же расширения военных действий с использованием российских войск.
Тем не менее, 71% респондентов считает, что цель западных санкций – «оскорбить и унизить Россию». Россияне ощущают эффект от введенных ограничений, но не проводят параллелей между действиями Путина в Украине и западными санкциями. Идет перенос ответственности: люди не хотят отвечать за действия своей власти. И, хотя некоторые из них внутренне понимают лживость или, если мягче сказать, лукавость и двоедушие позиции российского руководства, они все равно присоединяются к ней. Так что, как метко выразилась одна из наших коллег, власти врут, а население охотно принимает их слова, прекрасно осознавая, что это ложь. На плаву систему поддерживают остаточные имперские комплексы и мифы.
Странным может показаться то, что при общем ухудшении отношений с Украиной 62% россиян не хотят ни введения визового режима, ни дополнительных таможенных барьеров, но противоречие это только на поверхности. И у руководства страны, и у большинства россиян есть стремление подчинить Украину, заставить ее признать доминирующую позицию РФ. И, если это удастся, границы и таможни России будут невыгодны и не нужны, ведь сама политика направлена на восстановление Советского Союза. В меньшем масштабе, с меньшей интенсивностью, но все же именно такой вариант — а в СССР ни границ, ни таможен не было.
А вот процент желающих объединить Россию и Украину в единое государство снизился с 28% в марте до 7% в сентябре. Но на этот показатель влияют более сложные аспекты, чем очевидный фактор Крыма. Заставить подчиняться – это одно дело, а взять на содержание восточные регионы Украины, которые оказались в зоне военных действий, с огромным количеством беженцев и экономических проблем, – совсем другое. За это люди, равно как и руководство России, не хотят нести никакой ответственности. Так что брать все расходы на себя россияне не готовы, отсюда и вышеупомянутая двусмысленность.
Кроме того, многие попросту не понимают, что происходит на Востоке Украины. Им показывают картинку стрельбы, разрушенных домов, трупов, постоянно идет нагнетание антиукраинской риторики с использованием таких выражений, как «киевские каратели», «киевская хунта» и прочее. Это ужасает зрителей, но и дает двойственный эффект: с одной стороны, я бы сказал, что официальное телевидение подталкивает россиян к тому, чтобы признать зависимые от РФ квазигосударства в виде Донецкой или Луганской республик. При этом люди ясно понимают, что это будут не самостоятельные государства, а нечто вроде российского протектората.
Полное же включение «республик» в состав РФ привело бы к росту издержек и, соответственно, к сокращению социальных расходов уже внутри самой России, с чем большая часть граждан не согласна. Жертвовать своим благополучием им не хотелось бы. Поэтому крайне двусмысленная в моральном плане геополитическая ситуация, которая возникла сейчас, устраивает большую часть российского населения.