Нефть сорта Urals упала в цене до рекордного минимума $92,9 за баррель.
25/09/2014 18:22 / Новое, ЭкономикаКотировки цен нефти сорта Urals достигли своего годового минимума и составили $92,9 за баррель.
Суммарный шок для платежного баланса России от снижения цен на нефть и от влияния геополитики оценивается в 4% ВВП, заявил директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин на ежегодной конференции Fitch в четверг.
По его словам, влияние усилившейся геополитической напряженности можно оценить в 2% ВВП. Другим шоком стало снижение цены нефти Urals с $110 за баррель во втором квартале до $93 сейчас, а снижение цены на $17 означает снижение экспорта на $55 млрд в годовом выражении.
При этом Орешкин полагает, что реакция экономики на жесткие внешние шоки оказалась довольно мягкой. В то же время, если бы цена отсечения при формировании бюджета была установлена на уровне $80 за баррель, российская экономика, по словам Орешкина, «даже не заметила бы шоков». «Текущая ситуация — расплата за мягкую политику последних лет», — резюмировал он.
Говоря о снижении цены нефти на мировом рынке, Орешкин отметил, что нынешняя ситуация отличается от ситуации 2008-2009 годов. Тогда падение цен было циклическим, связанным со снижением спроса, а сейчас — структурное, связанное с ростом производства нефти, а также восстановлением добычи в Ливии. «Вряд ли мы увидим резкое падение цен, но вряд ли увидим и резкий рост. Скорее всего, увидим стабилизацию в районе $90 за баррель», — сказал представитель Минфина.
Ранее Минфин неоднократно заявлял, с точки зрения долгосрочной сбалансированности бюджета необходимо двигаться в сторону более низких цен на нефть, при которых бюджет будет балансироваться. «Когда Минэкономразвития выпустило прогноз $100 за баррель, мы тогда говорили, что видим риски, что нефть будет стоить $90-95. Она опустилась в этот диапазон, поэтому, если говорить о консервативных прогнозах, использование нижней отметки этого диапазона было бы консервативным подходом», — говорил ранее Орешкин.
Минэкономразвития, однако, не прислушалось к этим призывам, установив базовый прогноз по ценам на нефть Urals в 2014 году — $104, а в 2015-2017 годах — $100 за баррель. По словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, этот прогноз является реалистичным, но в то же время существуют высокие риски изменения цены. Они, по его словам, связаны как с восстановлением мирового предложения нефти (со стороны Ливии, Ирана и Ирака) и увеличением запасов, так и с уменьшением спроса, который может стать следствием замедления экономического роста в странах, которые являются крупными потребителями нефти.
«Тем не менее, до сих пор этот вариант прогноза все еще ниже, чем консенсус-прогноз основных мировых аналитиков и инвестиционных банков, и нам представляется реалистичным предположение о сохранении заложенной нами тенденции на ближайший период», — сказал Улюкаев.
В Минфине также указывают на долгосрочную проблему российского бюджета — снижение поступлений от нефтегазовой отрасли.
Другим серьезным ударом для российской экономики в этом году оказались санкции, введенные западными странами из-за присоединения Крыма. Правительство было вынуждено серьезно пересмотреть макропрогноз в этом году, и по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, повинны в этом были как раз ограничение доступа к финресурсам, к поставкам высокотехнологичного оборудования, сокращение инвестиционного и потребительского спроса и отток капитала.
Всемирный банк накануне понизил базовый прогноз роста российской экономики в 2014 году практически до уровня стагнации — до 0,5% с ожидавшихся в марте 1,1%. Базовый сценарий учитывает сохранение напряженности между Россией и Украиной и сохранение санкций. Пессимистический сценарий рассматривает введение новых санкций. В этом случае, считает ВБ, ВВП РФ в 2014 году вырастет на 0,4%, в 2015 году произойдет сокращение на 0,9%.
Бывший министр финансов России Алексей Кудрин ранее оценил влияние уже введенных санкций в 1% ВВП. Их усиление, считает он, может спровоцировать в России рецессию и даже привести к сокращению ВВП на 3-4%, но это зависит от того, какого рода будут санкции. Так, отключение России от международной системы расчетов SWIFT, по словам Кудрина, приведет к сокращению российского ВВП на 5% в течение года, а иранский сце