Почему крыши у китайских пагод загнуты?
08/07/2012 15:18 / СтатьиПагода (бхагават, «священный, славный»; яп. Тоо; кит. бао-та, «башня сокровищ») — буддийское или индуистское сооружение культового характера. В разных странах к пагодам относят разные типы сооружений.
В Таиланде, Бирме, Шри-Ланка, Лаосе, Камбодже пагодами называют буддийские ступы, зачастую являющиеся хранилищами священных предметов или мемориальными комплексами.
В Непале, северной Индии, в Тибете, Китае, Корее, Японии, во Вьетнаме, в Индонезии, а также в западных странах пагодами называют многоярусные башни, используемые как храмы.
Пагода, с загнутыми краями крыши, является одним из самых известных и распространенным символом азиатской архитектуры. Китая, Японии, Таиланда и пр. азиатских стран. Это, как визитная карточка, восточной архитектуры, которую можно смотреть без подписи и сразу узнавать. Крыши с загнутыми краями, множеством ярусов и резными украшениями поражают своей красотой и мифологичностью. И конечно же, подобные древние архитектурные объекты просто не могут существовать без своих поверий и легенд. Вот несколько их них.
Самое распространенное китайское поверье гласит, что злые духи могут передвигаться лишь только по прямой линии. Именно по этой причине при входе в жилище вешались изображения лабиринта, или создавались препятствия, которые должны были запутать духов и не пустить внутрь дома. Но духи были коварны и пытались проникнуть в жилище людей не только через обычный вход, но и через крышу. Тогда один мудрец придумал, приподнять слегла края дома. Таким образом, злой дух скатывался не по прямой линии, а по изогнутой траектории отлетая обратно в небо, где он рассеивался. К тому же на карнизе помещались лепные изображения зверей-стражей, драконов, львов, фениксов, единорогов, которые должны были дополнительно охранять дом. Значимость сооружения обуславливалась числом мифических существ. Драконы были особенно почитаемы в Китайской культуре и архитектуре. По легендам они были способны не только отгонять злых духов, но и вызывать дождь, спасая деревянную постройку от пожара.
Еще одно поверье о загнутых крышах пагод, связано как раз с драконами. Есть легенды, что воздушные драконы были большими проказниками и любителями развлечений. Больше всего на свете они любили кататься с крыш домов. И вот, к одному крестьянину по имени Лю Тянь повадились прилетать воздушные драконы и кататься с крыши каждую ночь. Так как около его дома был разбит огород, драконы, скатываясь, непременно сваливались к нему на грядки и портили посевы. Крестьянин сильно разозлился, но знал, что портить отношения с драконами не стоит. Инженерная смекалка помогла ему решить проблему. Лю пришла идея немного изменить траекторию скатывания драконов по крыше. Он взял и загнул края крыши дома, чтобы дракон съезжая взлетал опять в воздух, или улетал по крайнее мере не к нему в огород. Таким образом, Лю Тянь спас свои посевы, а драконы получили дополнительное развлечение. Теперь у них был трамплин для взлета в небо.
Так же китайцы верили, что в специально выстроенную пагоду можно поймать и запереть злого духа, чтобы тот больше никогда не смог вредить людям. Именно поэтому небольшие пагоды были выстроены почти в каждой даже захудалой деревушке.
В Фен-шуй считается, что прямые углы создают негативные потки энергии Ци, так что одно из назначений загнутых вверх углов крыши — разбить негативные потоки Ци. Против проникания энергии под скатами размещали скульптуры мифологических зверей, которые сидя друг за другом образуют непрерывную линию обороны. Так же в фен-шуй считается, что пагода целиком гармонизируют энергию в окружающем пространстве. А каждый ярус обозначает ступени просветления, которые ведут в мир богов.
Есть мнение, что традиционная китайская пагода позаимствована из буддизма, где ее праобразом стала — священная ступа, символизирующая ум Будды. Считается, она способная открыть путь к просветлению. Возможно, именно благодаря истории своего возникновения пагода является признанным средством, улучшающим концентрацию сознания и благоприятствующим умственной работе.
Во время правления династии Хань эти изящные крыши, время от времени многоярусные, с направленными вверх карнизами, были самыми красивыми строениями. Они поддерживались четырехгранными кронштейнами, которые помещались на верхушке колонн. Крыши, как и остальные строительные элементы, сооружались без использования гвоздей, все держалось благодаря соединяющим конструкциям креплений. Со временем они стали неповторимой чертой классической китайской архитектуры. Позже прекрасные наклонные крыши стали еще наиболее выразительными благодаря добавлению кропотливо сделанного декора: разноцветной черепицы, резьбы, рисунков и даже скульптур. Важные постройки нередко украшались глиняными фигурами, которые отражали статус владельца и были разрешены лишь в официальных резиденциях империи. Фигуры чаще всего иллюстрировали мифических животных, они должны были защищать жителя дома от злых духов. Их число также зависело от количества дел, выполнявшихся в доме, но очень могло быть не наиболее 9 скульптур. И лишь в Чертоге Высшей Гармонии в Запретном городке их было одиннадцать, с необыкновенным дополнением бессмертным стражем, помещенным перед драконом.
Существует и легенда связанная с возникновением первых ступ и пагод в Китае.
Император Мин династии Хань (правил 58-75 н.э.) однажды увидел сон, в котором был огромный позолоченный человек около трех метров в высоту. Золотой человек сиял светом и летал вокруг дворца. Императора захватило чувством восторга и благодати. Вокруг головы золотого человека светился ореол и Император понял, что этот человек принадлежит иному миру. Следующим утром, император Мин позвал министров и спросил их, что может означать его сон. Один из советников по имени, Фу Йи, рассказал ему о странном боге на Западе. Он говорил о боге по имени Будда, который был очень похож на золотой дух во сне императора. Правитель немедленно разослал чиновников в Индию, Шри-Ланку и Пакистан, чтобы узнать о таинственной религии. В Центральной Азии, группа помощников императора, встретилась с двумя буддийскими монахами, которые предложил, помочь советникам в их поисках и дали им некоторые религиозные писания и статуи Будды. Для того, чтобы следовать новой религии и дабы показать свою преданность и любовь к Будде, император Мин построил первые пагоды в Китае.
Источник